История музея

 Очерк истории Угличского музея.


Угличский музей принадлежит к числу старейших музеев России. Его открытие состоялось 3 июня 1892 г. и сопровождалось пышными торжествами, на которых присутствовали члены царской фамилии – Великий князь Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Священномученица Елизавета Федоровна. Созданный по инициативе угличского купечества и названный Музеем отечественных древностей он с самого начала сформировался как учреждение общественное, «являясь достоянием города» .

Его организационное оформление завершилось принятием Устава, который был утвержден МВД России 18 марта 1894 г. Согласно данному Уставу музей размещался в Палатах удельных князей и передавался в ведение Императорского Московского Археологического общества, которому должен был предоставлять «опись всех своих коллекций и научное их описание», а так же ежегодные отчеты. В круг его задач входило собирание и охрана памятников старины «преимущественно относящихся к местной истории и археологии» . Уставом предусматривалось и создание собственной библиотеки. Заведование музеем поручалось особому Комитету, в состав которого тогда вошли ярославский губернатор А.Я. Фриде – председатель, угличский предводитель дворянства Я.С. Колмогоров – товарищ председателя, угличский городской голова М.А. Жаренов, представитель Московского Археологического общества М.А. Вахрамеев, К.Н. Евреинов – хранитель музея, Н.А. Бычков – казначей, И.А. Истомин – секретарь, Н.Д. Евреинов, И.А. Шляков.

Комитету предоставлялось право избирать из своей среды только секретаря, казначея и хранителя.

По уставу музей мог принимать денежные пожертвования. Его бюджет на протяжении всего дореволюционного периода существования оставался неизменным, он определялся в 300 руб., которые Городская Дума выдавала на содержание, начиная с 1895 г.

Со времени основания до 1905 г. Угличский музей находился под высочайшим покровительством Великого Князя Сергея Александровича Романова, а после его смерти перешел под покровительство его вдовы Елизаветы Федоровны, ежегодно посылавшей поздравительные телеграммы в день открытия музея.

Основу первой экспозиции, развернутой на верхнем этаже Палат, составили небольшие коллекции и отдельные предметы, пожертвованные различными слоями населения. По словам хранителя музея К.Н. Евреинова: « …сбор вещей, отдаваемых в музей, шел быстро, в первые три дня было собрано 400 экспонатов…». Первыми жертвователями стали столичный архитектор Н.В. Султанов, предводитель угличского дворянства Я.С. Колмогоров – дед известного русского математика А.Н. Колмогорова, городской голова М.А. Жаренов, директор Ростовского музея и известный исследователь, реставратор  И.А. Шляков.

Я.С. Колмогоров подарил древние иконы, кресты, складни, всего 101 предмет. К.Н. Евреинов передал в музей 98 памятников, а Н.Н. Тучков пожертвовал хранящийся у него лавровый венок, возложенный на главу его предка героя Отечественной войны 1812 г. фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова, и погребальные дроги, на которых тело великого полководца было перевезено из-за заграницы в Россию.

Одним из самых ценных памятников являлся знаменитый угличский набатный колокол, возвращенный из далекой сибирской ссылки в мае 1892 г. Вопрос о помещении его в экспозиции музея рассматривался на заседании Городской Думы, постановившей, чтобы «колокол, как действительно важный, дорогой для Углича древний памятник, оставался навсегда собственностью Углича, обязательно хранился в музее во Дворце» и «…повесить во Дворце на особом пьедестале».

Вопрос возвращения ссыльного колокола был положительно решен благодаря участию императора Александра III, который на обращении общественности города Углича начертал резолюцию: «Просьбу угличан удовлетворить и ссыльный угличский колокол возвратить, ежели таковой окажется в Тобольске».

По количеству поступивших в музей памятников можно определить его состояние и степень популярности. Известно, что в 1911-1912 гг. поступило 390 предметов, из них только 69 были куплены, остальные принесены в дар.

С июня 1892 г. Угличский музей древностей был открыт для посетителей и работал ежедневно с 9 часов утра до 13 часов дня. С 1894 г. была установлена обязательная входная плата в размере 15 копеек, кроме учащихся и нижних чинов.

Десять дней в году (пасхальная неделя и дни памяти царевича) музей был открыт для посещения бесплатно. Помимо одиночных посещений ознакомление с экспозицией велось и через организацию экскурсий, которые проводили члены Музейного комитета. Их число было ограниченным и не превышало 11 в год. Использовались ли другие формы научно-просветительской работы (организация выставок, проведение лекций), сказать сложно, так как в сохранившихся музейных отчетах о них не упоминается. Практическая деятельность музея выдвигала и вопросы научной работы, связанные с систематизацией и описанием памятников.

Первоначально этим занимался священник церкви Царевича Димитрия «на крови» Иоанн Розов. Вскоре состав Музейного комитета настолько сократился, так что работу по систематизации и описанию памятников продолжить было некому.

В 1901 г. умер первый казначей музея Н.А. Бычков, а в 1902 г. – Н.Д. Евреинов, из-за болезни не смог выполнять обязанности И.А. Истомин. В октябре 1909 г. не стало и К.Н. Евреинова, основателя и первого хранителя Музея древностей.

15 февраля 1910 г. новыми членами Комитета Угличского музея древностей были утверждены: отставной действительный статский советник К.П. Мухин, смотритель Угличского Духовного училища статский советник Д.В. Лавров, священник Предтеченской церкви Николай Воскресенский, заведующий угличскими учреждениями Человеколюбивого общества коллежский регистратор М.С. Келейников и член Угличской Земской Управы купец III гильдии А.Д. Опарин. Хранителем был избран Мухин, а секретарем Лавров.

После Февральской революции 1917 г. Московское археологическое общество, с тревогой следя за нарастающими революционными событиями в стране и беспокоясь за сохранность памятников старины, обратилось с письмом ко всем учреждениям культуры России. В нем, в частности, говорилось: «Московское археологическое общество, опасаясь в переживаемое тяжелое время на Руси за сохранность памятников старины, находящихся как в городах, так и в селах, в частных домах и усадьбах, древних храмах и монастырях, разного рода архивах… призывает все ученые общества и учреждения, всех просвещенных людей России, наконец, всех любящих свою Родину, дорожащих ее славой… соединиться во всех городах Великой России в одно целое… духовное общество с обязанностью избирать из своей среды представителей и настоятельно присутствие и участие их в Комитете общественных организаций, дабы дать, таким образом, культурному элементу возможность защищать и спасать памятники русского народа и народов, входящих в состав Русского государства».

Эта обеспокоенность оказалась оправданной, наступил октябрь 1917 г. и для Угличского музея начался новый этап его истории.

На основании декрета СНК от 5 октября 1918 г. «О регистрации, приеме на учет и о хранении памятников искусства и старины, находящихся во владении частных лиц, обществ и учреждений», Угличский отдел народного образования предложил Музейному комитету передать Музей древностей в ведение отдела.

Руководство музеем было возложено на специальный подотдел по охране памятников искусства и старины, созданный при Отделе народного образования в августе 1919 г.

В нач. 1920-х гг. ряд угличских церквей перешел в распоряжение музея, с целью создания в них антирелигиозных экспозиций. Так, в 1923 г. были переданы Воскресенский собор и Смоленская церковь Богоявленского монастыря. В 1924 г. в ведении подотдела оказалась церковь Царевича Димитрия «на крови» , которая должна была составить отделение Угличского музея древностей, а в 1928 г. по постановлению Угличского исполкома перешел и Спасо-Преображенский собор. Согласно положениям, разработанным музейным отделом Главнауки о профилировании музеев, Угличский музей был отнесен к категории краеведческих. Только в 1930-е гг., когда была собрана небольшая часть «естественноисторических памятников», началась перестройка экспозиции.

Соответственно изменилась и структура музея, теперь он должен был состоять из следующих отделов:

-          Природы и производительных сил;

-          Истории развития общественно-экономических формаций;

-          Социалистического строительства;

-          Историко-революционного;

-          Антирелигиозного;

Экспозиционная работа требовала систематического пополнения музейного фонда. В 1920-е гг. комплектование в основном проходило за счет предметов, поступающих из церквей и помещичьих усадеб.

В 1919 г. музейный подотдел обследовал усадьбы Шишкино, Екатериновка и Родичево, с целью вывоза из них памятников, представляющих историческую и художественную ценность. Две первые усадьбы принадлежали потомкам героев Отечественной войны 1812 г. Тучковых и фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова – угличским дворянам Опочининым-Тучковым.

В результате из этих усадеб музею были переданы 1012 предметов и семейные архивы, в которых хранились документы XVI, XVII, XVIII вв..

Всего в 1920-е гг. в фонды поступило более 4020 экспонатов. Среди них наиболее ценными являлись автографы М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.П. Чехова, И.С. Аксакова, дневник вдовы фельдмаршала княгини Е.И. Кутузовой, семь рукописных книг К.Ф. Опочинина на русском и французском языках, рукопись «Кантата Авроры»  Дж. Россини, коллекция оружия Тучковых, собрание живописи и графики известных европейских художников XVIII-XIX веков.

В 1920-х гг. из закрытых угличских церквей и монастырей поступило большое количество икон, деревянной скульптуры, утвари, шитья – замечательных произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства.

Замечательным русским реставратором П.Д. Барановским в музей был передан архив Алексеевского монастыри, включавший значительное собрание чертежей и планов монастырских зданий.

В 1930-е гг. число поступлений сократилось, что объяснялось общим тяжелым положением музея. В это время он располагался в двух памятниках, которые не отапливались и не освещались. Почти все имеющиеся отделы нуждались в пополнении экспонатурой и надлежащем оформлении. Например, в отделе социалистического строительства за исключением нескольких устаревших фотоснимков ничего не было. Накануне Великой Отечественной войны Угличский музей размещался в трех памятниках: церкви Царевича Димитрия «на крови», Палатах удельных князей и Спасо-Преображенском соборе.

В военные годы важнейшей задачей в работе музея являлось обеспечение сохранности музейного фонда. С этой целью в 1941 г. экспонаты из драгоценных металлов были эвакуированы в г. Галич.

Охарактеризовать экспозиционную, собирательскую и массово-просветительскую работу музея в этот период сложно, по причине скудности дошедших до нас сведений.

В 1950-е гг. большое внимание в деятельности краеведческих музеев уделялось изучению местного края и созданию краеведческих экспозиций. В эти годы сотрудниками Угличского музея была проведена значительная научно-исследовательская работа, результатом которой стали два сборника «Исследований и материалов по истории Угличского Верхневолжья», изданных в 1957-1958 гг. совместно с архивом.

В конце 1958 – начале 1959 гг. Угличский краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный. Перед ним встала ответственная задача – перестроить экспозиции в соответствии с новым профилем. В начале 60-х гг. сотрудники музея работали над созданием художественного отдела, который открылся в 1963 г. В его состав вошло 360 памятников древнерусского декоративно-прикладного и народного искусства, купеческие портреты угличского художника И.В. Тарханова. В 1964 г. была закончена работа над тематико-экспозиционным планом к советскому отделу и начато строительство экспозиций. Новый отдел открыли в 1967 г., его экспозиция включала 1398 экспонатов.

В 1970 г. на территории Алексеевского монастыря открылась Угличская картинная галерея. Экспозиция размещалась в 4 залах, где было представлено 110 работ ленинградского художника-академиста, профессора живописи, выходца из Углича Петра Дмитриевича Бучкина и около 60 экспонатов мемориального характера.

В начале 1980-х гг., в связи с окончанием реставрации Богоявленского собора, музей приступил к строительству отделов «Древнерусского искусства» и «Русского искусства XVIII-XIX вв.», они были открыты в 1985 г. С появлением новых отделов увеличилась и посещаемость, которая в 1980-е гг. составляла более 300 тыс. человек в год.

Начиная с 1990-х гг. важным направлением в деятельности музея стала издательская работа. Она велась в нескольких направлениях – это выпуск краеведческих сборников из серии «Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья», переиздание трудов старых угличских краеведов Н.Ф. Лаврова, Л.Ф. Соловьева, К.М. Ярославского и др., публикация монографий, написанных музейными сотрудниками, и рекламно-туристические издания.

Так, в 1994 г. состоялось переиздание работы известного угличского краеведа Ф.Х. Кисселя «История города Углича», одной из первых краеведческих монографий в провинциальной историографии России. В 1996 г. совместно с журналом «Ярославская старина» и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского было подготовлено издание памятника местной историографии и письменности XVII-XVIII веков «Угличского летописца».

В 2000-е гг. были выпущены альбомы «Иконы Углича», «Сокровища Углича», в которых представлены памятники древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

В настоящее время Угличский музей располагается в шести зданиях на территории Угличского кремля и на центральной площади, его коллекции насчитывают более 30 тыс. экспонатов основного и научно-вспомогательного фонда. В их числе собрание древнерусской живописи, деревянной скульптуры, живописи и графики XVIII-XX веков, оружия, нумизматики, предметов декоративно-прикладного и народного искусства, материалы, отражающие историю Углича и Угличского края.

Музеем осуществляется активная выставочная работа. В Угличе и в других городах представляются работы местных, иногородних и столичных художников. В 2008 г. Угличский музей вышел на международный уровень, проведя выставку икон в итальянском городе Тревизо в окрестностях Венеции.

С 24 декабря 2004 г. Угличский историко-художественный музей преобразован в Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Он продолжает выполнять свою поистине благородную миссию, ради которой создавался – это собирание, сохранение и изучение памятников истории и культуры нашего народа, используя богатые, более чем вековые традиции.

                                                                                                                                          В.А Колганова