A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
Главная → О музее

Информация об Угличском Музее

Церковь царевича Димитрия на Крови, 1692 г.
Палаты Угличских удельных князей
Богоявленский собор, 1827 г.
Здание бывшей Городской Думы,
1815 г.
Галерея современного православного искусства "Под Благодатным покровом"
Спасо-Преображенский собор с колокольней, 1706 г.
Спасо-Преображенский собор с колокольней, 1706 г.

Угличский музей - один из старейших на Верхней Волге. Он существует более ста лет и пользуется заслуженным авторитетом и популярностью.

Среди всех достопримечательностей музей Углича занимает особое место. В уникальных памятниках XV - XIX веков размещаются экспонаты, связанные с историей города и России в целом, выдающиеся памятники художественной культуры.

Церковь царевича Димитрия на крови Палаты Угличских удельных князей Богоявленский собор Здание бывшей городской думы Галерея современного православного искусства Под Благодатным покровом Спасо-Преображенский собор Колокольня Спасо-Преображенского собора

→ Экспозиции

Угличский музей — один из старейших на Верхней Волге.

Расположен на территории угличского кремля – уникального природно-ландшафтного и археологического памятника. В памятниках ХV-ХIХ веков размещаются экспонаты, связанные с историей города и России в целом, выдающиеся памятники художественной культуры.

→ Коллекции Угличского Музея

Музейный фонд составляет 29641 ед. из них основной фонд 23254 ед. и 6387 ед. НВ-фонд (научно-вспомогательный фонд).

Собрание формировалось на протяжении 120 лет, начиная с 1891-92 г.г.

Видная роль в формировании музейных коллекций принадлежала местным краеведам К.Н. Евреинову, Серебрянникову В.В. В числе жертвователей музея были Султанов Н.В., Колмогоров Я.С., Жаренов М.А., Шляков И.А.

Одним, из самых ценных памятников, поступивших в первые годы являлся знаменитый угличский набатный колокол, возвращенный из сибирской ссылки в 1892г.

Значительное место среди поступлений занимали коллекции различных музейных предметов, подаренные музею или купленные им. В числе наиболее крупных следует отметить коллекции: медалей и жетонов Волкова и оружия Кисловского, домашняя библиотека угличских краеведов Серебрянниковых.

В 1920-е г.г. комплектование в основном проходило за счет предметов, поступающих из церквей и помещичьих усадеб.

Всего в 1920-е.г.г. в фонды поступило 4020 экспонатов.

Среди них наиболее интересными являлись: коллекция оружия Тучковых, покров с изображением Паисия Угличского из Покровского монастыря, старопечатные и рукописные книги из библиотеки В.Серебренникова, архив Алексеевского монастыря.

В это же время шло формирование коллекции деревянной скульптуры. В настоящее время это одна из крупнейших коллекций среди провинциальных музеев центральной России. Старейшие памятники XVII века – Параскева Пятница, Никола Можайский, распятие с предстоящими.

Коллекция живописных портретов угличского купечества и угличских посадских людей XVIII-XIX в.в., миниатюрные портреты дворян Опочининых и Тучковых из их сельца Шишкина, принадлежащие кисти известного английского художника Гау и австрийского художника Фишера.

В последующие десятилетия фонды увеличились за счет предметов истории Советского общества.

В1970г. коллекция живописи и графики пополнилась произведениями известного советского художника П.Д. Бучкина, завещавшего землякам 146 своих работ.

В 2004 году настоятель храма Михаила Архангела «в бору» иеромонах Рафаил (Симаков) передал в дар музею 180 своих работ.

В 1960-1990 г.г. за счет поступлений от экспедиций Института археологии АН ССР, ГИМа, ЛГУ, ГЭ сложился фонд археологических памятников, характеризующих историю края с эпохи верхнего палеолита до средневекового города.

→ История музея

Угличский музей принадлежит к числу старейших музеев России. Его открытие состоялось 3 (15) июня 1892 г. и сопровождалось пышными торжествами, на которых присутствовали члены царской фамилии – Великий князь Сергей Александрович и его супруга Великая княгиня Елизавета Федоровна.

Созданный по инициативе угличского купечества и названный Музеем отечественных древностей, он с самого начала сформировался как учреждение общественное, «являясь достоянием города». Размещался в Палатах удельных князей и передавался в ведение Императорского Московского Археологического общества, заведование музеем поручалось особому Комитету, в составе которого в том числе были ярославский губернатор А.Я. Фриде – председатель и угличский предводитель дворянства Я.С. Колмогоров.

Основу первой экспозиции составили небольшие коллекции и отдельные предметы, пожертвованные различными слоями населения. Одним из самых ценных памятников являлся знаменитый угличский набатный колокол, возвращенный из далекой сибирской ссылки в мае 1892 г.

С июня 1892 г. Угличский музей древностей был открыт для посетителей и работал ежедневно с 9 часов утра до 13 часов дня. С 1894 г. была установлена обязательная входная плата в размере 15 копеек, кроме учащихся и нижних чинов. Десять дней в году (пасхальная неделя и дни памяти царевича) музей был открыт для посещения бесплатно.

Помимо одиночных посещений ознакомление с экспозицией велось и через организацию экскурсий, которые проводили члены Музейного комитета. Их число было ограниченным и не превышало 11 в год.

На содержание музея на протяжении всего дореволюционного периода Городская Дума выделяла 300 руб. в год.

На основании декрета Совета Народных Комиссаров от 5 октября 1918 г. руководство музеем было возложено на специальный подотдел по охране памятников искусства и старины, созданный при Отделе народного образования в августе 1919 г.

В нач. 1920-х гг. ряд угличских церквей перешел в распоряжение музея, с целью создания в них антирелигиозных экспозиций: Воскресенский собор и Смоленская церковь Богоявленского монастыря (1923 г.), церковь Царевича Димитрия «на крови» (1924 г.) и Спасо-Преображенский собор (1928 г.).

Согласно положениям, разработанным музейным отделом Главнауки о профилировании музеев, Угличский музей был отнесен к категории краеведческих. Только в 1930-е гг., когда была собрана небольшая часть «естественноисторических памятников», началась перестройка экспозиции.

Соответственно изменилась и структура музея, теперь он должен был состоять из следующих отделов:

  • Природы и производительных сил;
  • Истории развития общественно-экономических формаций;
  • Социалистического строительства;
  • Историко-революционного;
  • Антирелигиозного;

Экспозиционная работа требовала систематического пополнения музейного фонда. В 1920-е гг. комплектование в основном проходило за счет предметов, поступающих из церквей и помещичьих усадеб.

В 1919 г. музейный подотдел обследовал усадьбы Шишкино, Екатериновка и Родичево, с целью вывоза из них памятников, представляющих историческую и художественную ценность. Две первые усадьбы принадлежали потомкам героев Отечественной войны 1812 г. Тучковых и фельдмаршала М.И. Голенищева-Кутузова – угличским дворянам Опочининым-Тучковым.

В результате из этих усадеб музею были переданы 1012 предметов и семейные архивы, в которых хранились документы XVI, XVII, XVIII вв..

Всего в 1920-е гг. в фонды поступило более 4020 экспонатов. Среди них наиболее ценными являлись автографы М.Е. Салтыкова-Щедрина, М.П. Чехова, И.С. Аксакова, дневник вдовы фельдмаршала княгини Е.И. Кутузовой, семь рукописных книг К.Ф. Опочинина на русском и французском языках, рукопись «Кантата Авроры» Дж. Россини, коллекция оружия Тучковых, собрание живописи и графики известных европейских художников XVIII-XIX веков.

В 1920-х гг. из закрытых угличских церквей и монастырей поступило большое количество икон, деревянной скульптуры, утвари, шитья – замечательных произведений древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства.

В военные годы важнейшей задачей в работе музея являлось обеспечение сохранности музейного фонда. С этой целью в 1941 г. экспонаты из драгоценных металлов были эвакуированы в г. Галич.

В 1950-е гг. большое внимание в деятельности краеведческих музеев уделялось изучению местного края и созданию краеведческих экспозиций. В эти годы сотрудниками Угличского музея была проведена значительная научно-исследовательская работа, результатом которой стали два сборника «Исследований и материалов по истории Угличского Верхневолжья», изданных в 1957-1958 гг. совместно с архивом.

В конце 1958 – начале 1959 гг. Угличский краеведческий музей был реорганизован в историко-художественный.

В начале 60-х гг. сотрудники музея работали над созданием художественного отдела, который открылся в 1963 г. В его состав вошло 360 памятников древнерусского декоративно-прикладного и народного искусства, купеческие портреты угличского художника И.В. Тарханова. В 1964 г. была закончена работа над тематико-экспозиционным планом к советскому отделу и начато строительство экспозиций. Новый отдел открыли в 1967 г., его экспозиция включала 1398 экспонатов.

В 1970 г. на территории Алексеевского монастыря открылась Угличская картинная галерея. Экспозиция размещалась в 4 залах, где было представлено 110 работ ленинградского художника-академиста, профессора живописи, выходца из Углича Петра Дмитриевича Бучкина и около 60 экспонатов мемориального характера.

В начале 1980-х гг., в связи с окончанием реставрации Богоявленского собора, музей приступил к строительству отделов «Древнерусского искусства» и «Русского искусства XVIII-XIX вв.», они были открыты в 1985 г. С появлением новых отделов увеличилась и посещаемость, которая в 1980-е гг. составляла более 300 тыс. человек в год.

Начиная с 1990-х гг. важным направлением в деятельности музея стала издательская работа. Она велась в нескольких направлениях – это выпуск краеведческих сборников из серии «Исследования и материалы по истории Угличского Верхневолжья», переиздание трудов старых угличских краеведов Н.Ф. Лаврова, Л.Ф. Соловьева, К.М. Ярославского и др., публикация монографий, написанных музейными сотрудниками, и рекламно-туристические издания.

Так, в 1994 г. состоялось переиздание работы известного угличского краеведа Ф.Х. Кисселя «История города Углича», одной из первых краеведческих монографий в провинциальной историографии России. В 1996 г. совместно с журналом «Ярославская старина» и ЯГПУ им. К.Д. Ушинского было подготовлено издание памятника местной историографии и письменности XVII-XVIII веков «Угличского летописца».

В 2000-е гг. были выпущены альбомы «Иконы Углича», «Сокровища Углича», в которых представлены памятники древнерусской живописи и декоративно-прикладного искусства из собрания музея.

В настоящее время Угличский музей располагается в пяти зданиях на территории Угличского кремля и на центральной площади, его коллекции насчитывают более 30 тыс. экспонатов основного и научно-вспомогательного фонда. В их числе собрание древнерусской живописи, деревянной скульптуры, живописи и графики XVIII-XX веков, оружия, нумизматики, предметов декоративно-прикладного и народного искусства, материалы, отражающие историю Углича и Угличского края.​ Музеем осуществляется активная выставочная работа. ​В 2008 г. Угличский музей вышел на международный уровень, проведя выставку икон в итальянском городе Тревизо в окрестностях Венеции.

С 24 декабря 2004 г. Угличский историко-художественный музей преобразован в Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Он продолжает выполнять свою поистине благородную миссию, ради которой создавался – это собирание, сохранение и изучение памятников истории и культуры нашего народа, используя богатые, более чем вековые традиции.

В.А Колганова

Подписаться на новости
X