A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Судьба Покровского собора

Судьба Покровского собора

Евгений Лиуконен

Строительство каменного собора Покровского монастыря было начато в 1479 году. 1 октября 1482 года храм был торжественно освящён в присутствии множества почётных гостей. Несмотря на то, что с того времени прошло пятьсот сорок лет данное событие по-прежнему остаётся одним из наиболее знаменательных в истории Угличского края. По-прежнему памятны имена князя Андрея Васильевича Большого, преподобного Паисия, Кассиана Учемского и многих других ярких личностей, сопричастных к «Золотому веку» Углича, его обширному и выдающемуся культурному наследию.

Как известно, из-за перипетий сложной и противоречивой истории многое из наследия Андрея Большого было безвозвратно утрачено. Но причина лежала не только в политической сфере – не меньшее значение имели различные события и суровый климат. Подлинное наследие его противника – государя всея Руси Ивана III – в действительности не столь велико, как представляется на первый взгляд. Утрачена большая часть великокняжеского (царского) дворца, несчётное количество раз ремонтировались, перестраивались крепостные стены и соборы Московского Кремля. Монументальные здания, в отличие от своих европейских собратьев, на удивление быстро ветшали, страдали от сокрушительных пожаров, периодов запустения.

Судьба собора Покровского монастыря имела похожие черты. Оригинальный храм времени князя Андрея Большого тоже сохранялся не в полном объёме – перенёс немало утрат и искажений. Перипетии его истории достойны отдельного рассмотрения.

В Типографской летописи, связанной своим происхождением с Ростовской епархией, содержится следующая запись: «Лета 7032 (1523/24), месяца октября, освящена церковь Покров святи Богородицы на Углече у Покрова, кирпичная, а в ней придел Богоявление». Это сообщение дало повод некоторым исследователям полагать, что Покровский собор в действительности был построен в XVI веке. Так, С.С. Подъяпольский писал: «Большой собор Паисиева монастыря в Угличе, который в литературе нередко датируется XV в., по свидетельству Типографской летописи, освящен в 7032 (1524) г., что, как нам кажется, более согласуется с характером его архитектуры». Похожего мнения придерживается А.В. Яганов, считая «интересным памятником архаизирующего направления русской архитектуры первой половины XVI в.»

Правда, существуют и другие мнения. Так, В.В. Седов обозначил обе даты как два разных строительных этапа. В.П. Выголов и вовсе придерживался традиционной даты – 1479-1483 годов. Разделяет это мнение и Б.М. Кириков.

Возможно, ответ на вопрос предоставляет всё та же Типографская летопись. На следующем листе имеется запись ещё об одном событии в Покровском монастыре – возведении Никольской церкви «под колоколы» в 1526 году. Важно, что в первом случае говорится только об освящении, а во втором – «свершена бысть и освящена», т.е. о строительстве и освящении.

Приведённые сведения позволяют считать, что Покровский собор в 1523 году не строился вновь, а был переосвящён. Это событие могло быть связано с какими-то ремонтно-строительными работами, – что и неудивительно, поскольку после его постройки прошло более сорока лет. Таким образом, сведения Типографской летописи вовсе не опровергают изначальное строительство Покровского собора при князе Андрее Большом и преподобном Паисии. Но также позволяют считать, что в начале 1520-х годов он подвергся значительному ремонту, а, возможно, и какой-то перестройке.

Следующий ключевой этап истории связан с событиями Смутного времени начала XVII века. Примерно в 1609 году при одном из нападений на город войск польско-литовских интервентов был взят приступом Покровский монастырь. При этом каменный собор стал последним убежищем, местом гибели братии и окрестных жителей. В Повести о разорении града Углича сообщается о попытке нескольких человек укрыться в «потаённой церкви», расположенной в барабане собора. В храме враги устроили пожар, который привёл к значительному разрушению: «…братия с гражданы, запершеся ту пребываху, ови во главу церковную взыдоша, в неи же церковь потаенна. Но и тии смерти не избыша… И отвориша пламень вели, и зажжеся церковь подобие свещи. Бывшая же братия и граждане в потаенной церкви – сопрягошася, яко на сковраде».

Исследователи XIX века считали, что в результате трагических событий Смуты собор был наполовину разрушен – от него остались одни стены. Обрушение сводов и барабана могло произойти от воздействия огня, выгорания деревянных связей. Далее, как пишет архимандрит Антоний, возобновление храма последовало в 1619 году. При отсутствии каких-либо документов и подробных сведений невозможно проследить этапы работ. А насколько было реально на завершающем этапе Смуты, в условиях разорения и периодических вражеских нападений в полной мере осуществить восстановление?

Возможно, основной этап работ пришёлся на более позднее время. Вполне естественно, что после столь значительного разрушения собор восстанавливался не в первоначальном виде, а с учётом новых художественных вкусов и технических достижений. В итоге храм становится пятиглавым, утратив придел в «шее главней». Создаётся новая конструкция внутренних сводов.

Сообщение архимандрита Антония, что от первоначального храма «остались одни стены» можно признать правдивым. Настоятель, конечно, не был специалистом в области архитектуры, но в распоряжении исследователей имеются многочисленные фотографии, рисунки и обмеры, выполненные в 1930-х гг. перед разрушением. Они явственно свидетельствуют, что основной четверик до завершающих кокошников был выполнен из характерного для последней четверти XV – начала XVI веков плинфообразного кирпича, близкого по формату княжескому дворцу в Угличском кремле. Несомненно, стены четверика и характерная композиция фасадов сохраняли целостность. Также могли сохраняться первоначальные апсиды и внутренние опорные столпы (по крайней мере, видимая на фотографии 1930-х гг. южная пара).

Интересной особенностью Покровского собора являлось деление фасадов лопатками на пять прясел при внутренней четырёхстолпной структуре – несвойственный крестово-купольным храмам разрыв внешнего облика и конструкции. Ещё одной особенностью была покрывавшая фасады «узорная кирпичная кладка». Правда, данную формулировку можно признать неточной – детали в большей степени являлись не орнаментами, а тектонической «ордерной» обработкой. Вертикальное деление составляли узкие лопатки. Нижнюю часть стен окаймлял профилированный цоколь, включавший выкружку и вал из поставленных на ребро кирпичей, а также полочки и валик.

Верхнюю часть стен опоясывал многочастный карниз, состоявший из поясков и выполненного напуском кирпича ряда миниатюрных ниш с фигурными завершениями. Помимо непрерывного карниза присутствовали отдельные пояски на лопатках – ниже и выше ряда ниш. Они представляли собой некое подобие капителей. Особенно эффектно выглядели выступы карниза на лопатках – там присутствовали чередующиеся многоярусные профили; столбики ниш выполнены как круглые колонки. Сложная структура раскреповок была наиболее заметна на углах храма.

Некоторые лопатки имели расширение в верхней части. Ниже пояса ниш был сужающий «срез» с опорой на ступенчатую консоль. Пара расширенных «срезанных» лопаток присутствовала на северном фасаде как опора подпружных арок. На западном фасаде третья и пятая лопатки также укрепляли арки, а пониженный «срез» шестой соседствовал с апсидой. На восточном «срезанной» была лишь третья лопатка.

Входы в храм оформлены перспективными порталами, состоявшими из чередовавшихся прямых уступов и валиков. Наиболее оригинальной была верхняя килевидная часть порталов, выполненная с эффектным подвышением арок над узким пояском. Примечательно, что похожие порталы с подвышением и динамичным остроконечным завершением присутствуют в белокаменном Воскресенском соборе Волоколамского кремля, построенном примерно в 1480 году по заказу младшего брата Андрея Большого князя Бориса Волоцкого.

Изначальные окна Покровского собора (до растёсывания в 1798 году) были узкие щелевидные, размещённые в трёх средних пряслах. Два небольших окна освещали винтовую внутристенную лестницу в северо-западном углу. Ещё следует отметить округлые слабо выступавшие алтарные апсиды. Они были заметно перестроены, но на фасаде дьяконника сохранялось несколько вертикальных тяг-колонок, изначально опоясывавших апсиды.

По мнению В.П. Выголова, архитектура Покровского собора была близка соборам северных монастырей Белозерского края: Спасо-Каменного (1481), Ферапонтова (1490), Кирилло-Белозерского (1496/97). По мнению А.Н. Горстки, ближайший аналог – Успенский собор Кирилло-Белозерского монастыря. Но при этом заметны существенные отличия композиции фасадов – облик Покровского собора имел многие индивидуальные черты. Пока невозможно объяснить пятичастную структуру фасадов, найти близкие аналоги внешнего декора. Архитектура столь оригинального храма вызывает немало вопросов.

x
Подписаться на новости
X