A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Языческие образы в русских народных сказках (Рубрика "Рассказываем детям")

Языческие образы в русских народных сказках (Рубрика "Рассказываем детям")

Юлия Яблокова

Послушайте, да люди добрые,

Я ли вам старину скажу,

Старину скажу да стародавнюю…

Любите ли вы сказки? Пожалуй, нет ни одного ребенка, который бы не любил их. Да и взрослые любят почитать своим детям и внукам сказки. Появились они очень давно. «Сказка» - от слова «сказывать», «рассказывать». Так оно и было раньше, сказку обязательно рассказывали, а не читали по книге, как чаще всего делают сейчас.

Сказки бывают разные: бытовые, волшебные или о животных, которые очень похожи на людей, - хитрая лиса, трусливый или иногда хвастливый заяц, глупый и жадный волк... Сказки о животных очень древние, но ещё древней – волшебные сказки. Их герои пользуются коврами-самолётами и шапками-невидимками, добывают «живую и мёртвую воду», побеждают Змея Горыныча. А помогают сказочным героям Серый волк, Сивка-бурка, Конёк-горбунок…

Откуда же берутся сказки? Их сочиняли с глубокой древности и передавали из уст в уста, каждый рассказчик добавлял что-то своё. Так и жили сказки среди людей, а со временем их стали записывать и даже переводить с одного языка на другой. Авторов многих сказок мы не знаем – затерялись их имена в глубине веков. Такие сказки называются народными. А знаете, чем все сказки, даже очень разные, похожи между собой? В любой сказке обязательно побеждает Добро. Но, сначала, мы хотим вам рассказать, откуда появились сказочные герои. А пришли они к нам из Древней Руси.

О, светло – светлая

И украсно – украшена земля Русская!

И многими красотами удивлена она…

Всего исполнена земля Русская!

Как рассказывают нам сказания, предания и поверья, земля русская раньше находилась: «Под тёмными лесами, под ходячими облаками, под частыми звёздами, под красным солнышком». И была она бесконечна, от моря, до моря, через леса дремучие, через степи раздольные, через горы высокие. Жили много лет назад на Руси племена славянские и верили они во многих богов. Называют таких людей язычниками, а времена те на Руси называют язычеством. Они думали, что снег или дождь, метель или ураган, солнце и луну им посылают их боги или богини. Молились язычники разным богам в разных случаях, например: если была засуха, то они молили Даждьбога послать им дождь; чтобы коровы на лугу не разбрелись и не потерялись, пастухи молились богу Велесу; а чтобы был хороший урожай, язычники молили бога Перуна; богиня Макошь помогала женщинам прясть и вышивать.

Были у них и боги - берегини, считалось, что они оберегали их от бед и несчастий. К разным богам язычники относились по-разному. Например такой дух как домовой считался членом семьи, они его подкармливали и в какие-то дни угощали сладким, а вот к богу грозы Перуну или к богу жизни и света Даждьбогу язычники относились уважительно и боялись их, потому что эти боги могли наказать их за неуважение наводнениями или неурожаями. Язычники из дерева и камня высекали своих богов, поклонялись им и приносили жертвы. Прошла та пора. Русь немногим более 1000 лет назад приняла святое крещение и стала Православной. А люди стали верить в одного Бога - Иисуса Христа. Началась другая пора, пора Христианства, от имени Христа. Люди покрестились, стали носить крестики и стали называться христианами. Но древние люди хоть и крестились, но не захотели расставаться со своими старыми богами и поэтому стали сочинять про них волшебные сказки. Вот как раз из древней Руси и пришли к нам языческие боги, такие как: Баба Яга, Кощей Бессмертный, Змей Горыныч, Водяной и Русалки. О них-то мы с вами сегодня и поговорим.

Мы вам расскажем о многих сказочных героях, таких как: Баба Яга, Богатыри, Водяной, Жар-Птица, Змей Горыныч, Кощей Бессмертный, Конёк-Горбунок и так далее. Все вы прекрасно знаете избушку на курьих ножках, в которой живёт Баба Яга. Но давным-давно её называли БАБА ЯГА, у язычников она очень добрая бабуля, была она прародительницей рода, берегиней, потому что берегла маленьких детей и нянчилась с ними, была хранительницей жизни, обычаев и традиций. Когда пришло христианство на Русь, её сделали злой старухой и назвали БАБОЙ ЯГОЙ. Она стала гнусной и зловредной, высокого роста на костяной ноге, с деревянной клюкой, с изогнутым в виде клюва носом и торчащими изо рта зубами, с растрёпанными косматыми волосами. Пешком Баба Яга не ходит. Экипажем для неё служит ступа. В ней Баба Яга летает, пестом её погоняет, след помелом заметает. Эта старая, злая колдунья живёт в дремучем лесу, в избушке на курьих ножках, которая стоит к лесу передом, а к миру задом. Забор вокруг избушки – из костей, а на заборе черепа висят. Ворота в заборе – рот с острыми зубами. И в каждой сказке она говорит: «Чую, чую русский дух!», то есть живого человека. У неё очень страшный облик, а её колдовское могущество, её злые намерения. Но, не смотря на всё это, она хоть и обещает посадить пришедшего к ней человека на лопату, затолкать его в жарко протопленную печь и поджарить к обеду, всё-таки оказывает гостеприимство и Ивану-царевичу, и Ивану – крестьянскому сыну. И в баньке выпарит, и накормит, и спать положит, и даст путеводный клубок. Сказочному герою Баба Яга подскажет, где и как найти завороженное богатырское оружие, как одолеть Кощея Бессмертного и освободить красавицу из его плена. Дети, попавшие к этой страшной колдунье, всегда выходят победителями из самых страшных ситуаций. Всё её злое коварство всегда разоблачается и превращается в добро, из похитительницы она превращается в дарительницу. И никого она никогда не съедает. Получается, что все-таки Баба Яга осталась такой же берегиней. Люди видят в ней доброту и понимание, и для них она осталась хранительницей рода и жизни человека, помощницей людей в трудных для них ситуацией.

Следующий наш сказочный герой – Кощей Бессмертный. Божество из свиты царя подземного царства. В сказках люди его расписали как живого скелета в одежде, латах – в виде отвратительного костлявого старика - костосея. Скряга, скупой – он дрожит над своими подземными богатствами. «Там царь Кощей над златом чахнет…». Он превращает героев то в дерево, то в камень. Его бессмертие не настоящее, а механическое. Смерть его находится в игле, игла – в яйце, яйцо в утке, утка – в зайце, заяц в сундуке, сундук – на высоком дубе, дуб – на краю земли. С помощью Бабы Яги витязь (Иван-царевич или Иван крестьянский сын) добирается до иглы, и Кощей рассыпается в прах. Рушится всё его царство, его власть. Временное окостенение, застывание всего под чарами Кащея и пробуждение всего застывшего к жизни могло символизировать смену времён года, зимы и весны. Есть про Кащея и поговорки: «Сам Кащей с ноготь, борода с локоть, бич с семи сажен».

Несёт службу у Кощея Бессмертного Змей Горыныч. У язычников он был сыном грозовой тучи, небесной горы. Летающее многоголовое чудище с длинным хвостом и перепончатыми крыльями. Голов у Горыныча может быть и 3, и 6, и 9, и 12 (отрубит богатырь одну голову – другая вырастает). Тело у него змеиное, на четырех лапах и покрыто крепким панцирем. Извергает из ноздрей и ушей дым, а изо рта пламя. Похищает молодых девушек-красавиц или берёт девушками дань с населения (каждый год жители деревни отдавали Змею Горынычу самую красивую девушку, а если они её жалели и прятали, он разорял и сжигал эту деревню). Уносил он девушек в свою нору-пещеру в горе, где хранил и свои богатства. Обладает способностью оборотня: может, например, принять вид молодого красивого юноши, коня или какой-то привлекательной вещицы. Для этого он должен был ударяться оземь.

Ещё один отрицательный герой сказок и былин - Соловей Разбойник. Он воплощение злой, разрушительной силы, ветра старшего среди ветров. Это демон разрушительной бури, свиста и воя урагана. Считалось, что свист вызывает ветер, поднимает бурю. Сидит Соловей разбойник в гнезде на 12-ти дубах. Преграждает он дорогу и пешим, и конным. Страшным свистом своим убивает всё живое, разрушает построенное, валит леса.

«Засвистел он во весь соловьиный свист,

Заревел во всю мочь,

Зашипел во весь змеиный шип.

Что тут сделалось!

Маковки на теремах покривились,

Крылечки от стен отвалились,

Стёкла в горницах полопались,

Разбежались кони из конюшен,

Все богатыри на землю упали,

На четвереньках по двору расползлись»

Так в былинах говорится о Соловье Разбойнике.

В основном с Соловьём Разбойником и другой нечестью в былинах сражались Богатыри. В язычестве они были почитаемы. Их считали людьми, наделёнными небом необычными способностями, обладающими очень большой силой, они имели дар неуязвимости. Служили богам. В язычестве было очень много имён Богатырей, таких как: Верни Гора, Верни вода, Волхв, Горыня, Дубыня, Дугиня, Елиня, Запри вода, Полкан, Святогор, Славян, Усыня и так далее. Самый древнейший и сильнейший из них Святогор – Богатырь обладает такой большой силой, что не знает, куда её девать и поэтому даже Мать сыра земля устаёт держать его на себе.

… Всякие силы

Сечёт, побивает;

Могучих и сильных

С коней вышибает;

А Бабу Ягу

На полати бросает;

И смерда Кощея

На привязи держит;

А Змея Горыныча

Топчет ногами…

А давайте-ка, вспомним Богатырское оружие. Конечно же, это Меч-кладенец. Это особый мифический меч. Только им можно было одолеть нечистую силу! Но Богатырь, прежде всего, должен этот меч себе добыть. Помогает ему в этом, как правило, Баба Яга, которая рассказывает Богатырю, где хранится Меч-кладенец и как его можно добыть. Также рассказывает, какие опасности ожидают его на этом пути и как их надо преодолевать. У кого такой меч, тот всегда победит, в любой битве. Иногда в русских народных сказках Меч-кладенец называют мечом-саморубом. Вот такой Меч-саморуб по приказу своего хозяина может вырубить целый лес или большое вражеское войско.

Пришло время поговорить о помощниках Положительных героев. Какие сказочные герои помогают Ивану-царевичу и Ивану крестьянскому сыну? Конечно же, это Конёк Горбунок, Сивка Бурка и Жар Птица. Кто они такие?

Конёк Горбунок – полу животное, получеловек. Он не только может разговаривать с людьми на их языке, но, и наделён многими необычайными способностями. Внешне он очень невзрачен и даже уродлив. У него длинные уши, горб на спине и при этом очень маленький рост.

Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами

Да с аршинными ушами.

…………………………….

На земле и под землёй

Он товарищ будет твой:

Он зимой тебя согреет,

Летом холодом обвеет,

В голод хлебом угостит,

В жажду мёдом напоит.

П.П. Ершов.

Этот невзрачный конёк может скакать над горами и лесами, над морями и океанами. Он может скакать по небу. Он - небесный конь, но служит только честному и доброму человеку. Он надёжный и преданный друг, который разделит с тобою все невзгоды и поможет в любой беде. Он разбирается в людских делах, понимая добро и зло, но ему известны и дела богов, известны даже их мысли и планы, а также он знает будущее. И всё это он ставит на службу добру.

Ещё один из полу коней – берегинь, помогающих человеку – это Сивка Бурка. Как и Конек Горбунок обладает необычными способностями и возможностями, понимает человеческую речь, также разбирается в делах людских, различая дела добрые и дела злые, верно служит свою службу, помогая победе добра, вознаграждает Ивана за его честность и скромность. Влезет в его правое ухо Иванушка – дурачок, а из его левого уха вылезет добрый молодец – и красотой. И одеждой, и умом – всем на зависть. А где ума всё же не хватает, там Сивка Бурка подскажет. И, конечно же, этот конь необычной красоты и силы: одна шерстиночка у него серебряная, другая золотая; когда он бежит – земля дрожит, из ушей дым столбом валит, из ноздрей пламя пышет.

На свист богатырской,

На крик молодецкой,

Откуда ни возьмётся

Конь сиво-бурой.

И сиво-коурой.

Где конь побежит,

Там земля задрожит,

А где конь полетит,

Там весь лес зашумит.

На полёте конь изо рта

Пламенем пышет;

Из чёрных ноздрей

Светлые искры бросает;

И дым из ушей

Как трубами пускает.

Подымается конь

Выше тёмного лесу

К густым облакам.

Он и холмы и горы

Меж ног пропускает;

Поля и дубравы

Хвостом устилает;

Бежит и летит

По землям, по морям,

По далёким краям.

(Из былины)

Ещё одна из берегинь, которая служит добру, конечно же, Жар-птица. Волшебная золотистого цвета птица с женским лицом. Воплощение солнца, небесного огня-пламени. Излучает необычный, волшебный свет, который помогает людям в их земных делах. Одно лишь её перо приносит человеку счастье. Прилетает из тридесятого царства, где она живёт в саду Царь-девицы. Народ не захотел расставаться с такой красивой и счастливой птицей, когда пришло на Русь христианство, и оставил Жар-птицу в своих сказках. Она осталась помощницей людей. Как и в язычестве, она приносит людям счастье и помогает сказочным героям.

В сказочном лесу можно встретить много нечистой силы, например, там живут Лешие. В стародавние языческие времена они считались мелкими лесными духами, хранителями леса. Леших было много, и всех их называли по-разному, были такие имена леших: лешак, лесовик, боровик, попутник, лукавый, Микола Дуплянский. Они охраняли леса, пасли медведей и волков. Им так же подчинялись все звери. Из людей ближе всего к лешим были пастухи. Считали, что пастухи общаются с лешими. Весной шёл пастух в лес, находил осиновый пень и, сидя на нём, читал заговор. К нему тотчас являлся леший, они заключали договор, по которому леший обязывался охранять стадо от медведей и волков. Есть у лешего поговорка. Когда он идёт по лесу себе её под нос мурлычет: «Шёл, нашёл, потерял» Лешие могли подстеречь человека в лесу, запутать его, так чтобы он заблудился. А вот сначала лешие были как берегини, они сопровождали человека повсюду, во всех его делах и нередко помогали особенно тем людям, которые оказали лешему какую-то услугу. Когда же пришло христианство, леших наделили отрицательными чертами. Их стали считать оборотнями. Они могут быть разными, и видимыми, и невидимыми. Чаще всего леший одет в звериную шкуру, имеет рога и копыта, но может превратиться в человека. Когда леший идёт лесом, он может быть такого же роста, как и деревья, когда он идёт травой – он такого же роста, как и трава. Есть про него и поговорка: «Леший в лесу живёт остроголовый, мохнатый». Чтобы увидеть лешего, надо наклониться и посмотреть себе между ног. От человека, если он принял, сей вид, лешего можно отличить по левым признакам: левый лапоть или сапог надет у него на правую ногу, а правый - на левую; пола запахнута с права на лево; если он хромает, то обязательно на левую ногу; если он кривой, то обязательно на левый глаз, волосы зачёсаны на лево, а бровей и ресниц у него нет. В лесу лешие стараются человека запугать, запутать, сбить с дороги, заставить ходить кругами по одним и тем же местам. Они откликаются на крики заблудившихся, но лишь для того, чтобы их ещё больше запутать. По ночам они жутко и мерзко хохочут. Лешие стараются завести человека в глушь, в непроходимую чащу, чтобы не выпустить из леса. Про людей, которые находили дорогу из леса говорили: «Его леший обошёл», или если кого-то ругали, говорили: «Чтоб тебя леший задавил». Как говорит народная молва: «Леший поёт голосом без слов, бьёт в ладоши, свищет, аукает, хохочет, плачет, превращается в мужика с котомкой, в волка, в филина, обходит путников и лесников, заставляя их заблудиться. Чтобы не сбиться с дороги, следует вывернуть куртку или рубаху на изнанку». Осенью, в предзимник, лешие проваливаются под землю. Происходит это 17 октября. С досады лешие шумят и воют, ломают деревья, сгоняют всё подвластное им зверьё в одно место – смотр ему предзимний устраивают, а затем всех зверей загоняют в норы. Ветер свищет весь день. Потом земля под лешим расступается, и он пропадает, чтобы весной опять выскочить из-под земли, как ни в чем, ни бывало. Хозяином в лесу после этого становится приходящий вместе с зимою помощник лешего – Морозко.

Морозко строго следит в зимнем лесу за порядком. Рукой об руку поколачивает, с ноги на ногу поскакивает, по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку перепрыгивает. Под ним ельник трещит, сосняк поскрипывает.

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит, – хорошо ли метели

Лесные тропы занесли,

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

И крепко ли скованы льдины

В великих и малых водах?

Идёт – по деревьям шагает,

Трещит по замёрзлой воде.

И яркое солнце играет

В косматой его бороде.

Н.А. Некрасов.

Представляли его в виде дедушки в белой шубе, подпоясанной кушаком, в шапке с красным верхом и белой меховой оборочкой, с волшебным посохом в руке. Его борода искрится ледяными звёздами. Этот смотритель зимнего леса может быть и опасен для людей. Его дыхание леденит всё окружающее. Любит Морозко заманивать людей в свою ледяную избу, поэтому человек, идя в зимний лес, должен быть готов к борьбе с его стихиями. Особенно он не любит тех, кто боится его холода. Вспомните сказку «Морозко»? Как он сначала морозил добрую Настеньку, а потом её злую сестру Марфушеньку - душеньку. И кого он пожалел и одарил дарами? Конечно же, Настеньку, потому что она не испугалась, и сказала, что ей не холодно. Бодрых и весёлых Морозко всегда награждает здоровым румянцем.

Следующий наш языческий образ и сказочный герой – это Водяной. Вспомните сказку «Летучий корабль». В язычестве водяной считался хозяином вод, водяной дедушка, хранитель рек, озёр и рыбных запасов. Пасёт на водных просторах, особенно в омутах, стада лещей, сомов, налимов и другой водной живности. Покровительствует птицам, обитающим на воде. Потом водяные изображаются как водяная нежить, полу духи, власть которых распространялась над водами. Нечистая сила, живущая в омутах, в водоворотах, под мельницами, в речных ямах, где у неё роскошные хоромы. Водяного называют по-разному, и бесом, и водяным дедушкой. Говаривали, что со всякой новой мельницы водяной подать возьмёт, то есть мельник должен был подарить водяному, что-то дорогое, чтобы тот вертел мельничное колесо. А если мельник жадничал, то водяной сам брал, то, чего он захочет, он мог сломать мельничное колесо или даже забрать к себе кого-то из членов семьи мельника. Поэтому водяного боялись и всегда дарили ему дорогие подарки. Про водяного народ сочинил загадки, например: «Верь бороде, а порука в воде» Представляется он раздутым, нагим, косматым, с зелёной бородой, опутанным речной тиной. Лапы у него с перепонками, а хвост рыбий, и глаза горят как угли. Ездит на соме или на коряге. Может показаться в виде заросшей мхом щуки, а может предстать и в собственном виде. Когда луна молодая, водяной выглядит молодо, при старой луне – старо. С другими водяными он не редко враждует. Чаще всего из-за того, что стараются они рыбьи стада друг у друга угнать. А бывает, что пытаются и территорию соседа захватить. Иногда, враждуя друг с другом, даже мужиков деревенских себе на помощь зовут. Водяной считается злее и опаснее леших и полевых, но всё же является их товарищем, а вот домовому он недруг.

Следующие сказочные героини тоже пришли к нам из язычества, - это помощницы водяного – Русалки. Русалки от слова «русый», что означало светлый, чистый. Раньше они были берегинями, то есть помогали людям и берегли их. Сейчас они сказочные жительницы воды, обладающие вечной юностью и красотой. Согласно поверью, русалки живут в кристальных дворцах, построенных на дне рек. Старшая русалка над ними называется царицей и назначается водяным. Без позволения царицы русалки не могут не только погубить человека, но и напугать его. И Царицу называли Лобаста, жила она в камышах и представляли её в виде огромного роста старухи с белым телом и красными ногтями. Русалки – полуженщины-полурыбы. Изображались с красивым женским лицом и рыбьим хвостом. Или просто красивыми девушками в белом одеянии. У них русые, а иногда зелёные волосы, которые они любят расчёсывать, сидя на берегу или раскачиваясь на ветвях деревьев в лунные летние ночи. При этом русалки прекрасно поют. Спят же они днём.

Весёлою толпою

С глубокого дна

Мы ночью всплываем,

Нас греет луна.

Любо нам порой ночною

Дно речное покидать,

Любо вольной головою

Высь речную разрезать,

Подавать друг дружке голос,

Воздух звонкий раздражать

И зелёный, влажный волос

В нём сушить и отряхать.

А.С. Пушкин.

Русалки в язычестве считались берегинями, то есть оберегавшими, охранявшими всех путешествующих по воде, терпящих на воде бедствия, помогавшими им добраться до берега. Они были связаны с водою, русалки считались и божествами орошения, содействовали повышению урожайности полей, орошали их утренними туманами, росами и дождями. В качестве оберегов нередко использовались различные мотивы, связанные с русалками и их изображением при вязании или вышивании, при резьбе по дереву. Их часто изображали на карнизах, наличниках, на воротах и на прялках. Но когда пришло христианство, русалок стали считать водяной нежитью, красивой и привлекательной лишь внешне. Стали считать, что русалки стремятся навредить человеку: резвясь и играя, русалки, стараются заманить человека к себе, защекотать его до смерти или затащить в омут и утопить.

Литература.

1. Афанасьев А.Н. Древо жизни: Избранные статьи. М. 1982г.

2. Иванов В.А., Иванов В.В. Мифы языческой Руси. Словарь. Яр. Академия Холдинг 2001 г.

3. Криничная Н.А. Персонажи преданий. Л. 1988г.

4. Лотман Ю.М. Волшебные сказки. М. Культура. 1984г.

5. Мифологический словарь. / Под редакцией Е.М. Метелинского. М. 1991г.

6. Науменко Г.М. Вся славянская мифология. М. Изд. Астрель-Аст-Люкс. 2004г.

7. Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси. М. 1987г.

x
Подписаться на новости
X