A
A
C
C
C
Обычный вид
Версия для слабовидящих
Государственное автономное учреждение культуры Ярославской области
Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей
ГлавнаяО музееНаука и публикации → Малые Мучные ряды. Часть V. Архитектурный облик здания

Малые Мучные ряды. Часть V. Архитектурный облик здания

Евгений Лиуконен

Корпус Малого Мучного ряда (известные каждому угличанину «рядки») был возведен в 1797-1799 годах в рамках создания нового регулярного архитектурного ансамбля торговой площади Углича. По причине расположения на видном открытом месте – напротив Кремля, в начале нескольких важных улиц – здание всегда играло исключительно важную роль в облике центральной части города, наравне с другими корпусами торговых рядов являлось одной из ключевых градостроительных доминант. Поэтому после частичного рассмотрения истории обратимся к архитектурным особенностям.

Малый Мучной ряд возводился в рамках единого классицистического ансамбля торговой площади. Он входил в число комплекса «лавок с домами», формировавших корпуса торговых рядов по периметру центральной площади, между расходящимися в разных направлениях радиальными улицами. Несмотря на единство архитектурного замысла, каждому из корпусов были присущи индивидуальные черты. В особенности это касалось Малого Мучного ряда, который заметно отличался от других корпусов.

Важно отметить, что нам неизвестен его первоначальный облик – представленный на фотографиях, хорошо всем знакомый, относится к периоду последующих перестроек. Приведенные в предыдущих публикациях документальные материалы свидетельствуют, что корпус как изначально, так и в поздний период состоял из семи секций-лавок, перед которыми в нижнем ярусе находилась галерея. Наличие помимо верхнего этажа среднего полуэтажа-антресоли, очевидно, было характерно только для двух лавок Трегубовых, Выжиловых в торцевой части корпуса со стороны Вознесенской (Первомайской) улицы. Над другими лавками, по всей видимости, был стандартный верхний этаж с высокими потолками.

Время перестройки корпуса Б.М. Кириков условно датирует 1860-ми годами. При этом неизвестно, поэтажный план 1867 года отражает структуру до или после перестройки. К сожалению, данный чертеж схематичен и не вполне реалистично отображает особенности здания. Там можно видеть широкие проемы галереи первого этажа. На втором этаже каждой секции-лавке соответствуют три окна. Едва ли изначально галерея могла иметь коробовые арки, нехарактерные для классицистической архитектуры. Но по причине значительной ширины, арки не могли быть и полуциркульными. Этот вопрос, как и первоначальный облик фасада, пока остается неразрешимым.

Со стороны Вознесенской (Первомайской) улицы боковой фасад и дворовая стена из-за конфигурации квартала образовывали острый угол. На уровне первого этажа был выполнен массивный выступ, служивший пилоном въездных ворот с прилегавшей калиткой. На уровне антресоли и верхнего этажа присутствовало более интересное решение в виде широкого закругленного угла в четверть окружности. Этот угол был сохранен в ходе реконструкции здания 1989-1990 годов. В результате на лишенной штукатурки поверхности можно видеть, что кладка до пояска выполнена из крупного большемерного кирпича, а кладка верхнего этажа – из кирпича обычного формата. Едва ли эта особенность свидетельствует о надстройке верхнего этажа (упоминаемого в ранних документах). Возможно, при строительстве корпуса частично использовался кирпич от разборки каких-либо старых зданий, среди которых могли быть дорегулярные монастырские и церковные ограды, посадские дворы.

Боковой фасад со стороны Вознесенской улицы также сохранял многие особенности изначального облика. На фотографиях начала ХХ века помимо обращенного во двор закругленного угла можно видеть широкие двери первого этажа, и пять миниатюрных окон антресоли. Их оси не совпадали с проемами верхнего этажа, которые располагались над пояском. Там было шесть осей – четыре реальных окна и две глухие ниши. Ряды окон антресоли и верхнего этажа имелись и по дворовой стене. Повторю, что данная особенность, очевидно, была характерна только для двух секций-лавок купцов Трегубовых, Выжиловых. Несмотря на то, что там располагалась ресторация, «верхи» корпуса, разделенные на два яруса, явно имели низкие потолки.

По утверждению Б.М. Кирикова перестройка Малого Мучного ряда была осуществлена в 1860-х годах по проекту архитектора М.Е. Романовича. К сожалению, о данных работах пока не удалось выявить документальные материалы. Перестройка могла быть связана с вполне естественным обветшанием здания. В качестве автора обозначен петербургский инженер-архитектор Михаил Евгеньевич Романович (1839-1899), который в 1860-х годах еще имел статус «архитекторского помощника». На раннем этапе карьеры в столичных инстанциях он, вероятно, занимался проверкой смет и проектов. В данном контексте пока неизвестно являлся ли он автором архитектурного оформления здания либо в качестве чиновника лишь выполнял контролирующие функции. Проект вполне мог быть подготовлен одним из ярославских архитекторов. Торговые ряды не являлись казенным зданием, а потому контроль мог быть связан только с качеством архитектурного оформления и правилами пожарной безопасности.

При перестройке заново возведены фасады по Успенской площади и Ростовской улице, а по Вознесенской улице и со стороны двора, очевидно, преимущественно сохранены старые стены.

Фасад, обращенный на Успенскую площадь, получил представительное парадное оформление. Вплоть до постройки дома купцов Евреиновых в 1890-х годах корпус Малого Мучного ряда являлся наиболее заметным зданием центральной площади. Конечно, как и подобает торговым рядам, основу архитектурного облика составляет деление на секции лавок – в данном случае их семь. В нижнем ярусе им соответствуют семь проемов встроенной галереи, а в верхнем по три окна, образующих ряд из двадцати одной оси. Для галереи характерны массивные широкие простенки, перекрытые уплощенными коробовыми арками. Проемы окаймлены кирпичными тягами-архивольтами. У пяты арок были выполнены профилированные пояски-импосты, которые не только являлись декоративными деталями, но и при сооружении арок служили опорами для деревянной опалубки-кружал. Плоскости стен между арками были оформлены соответствующими их контуру углублениями-филенками. Выше проходил междуэтажный пояс из нескольких рядов тяг.

Композицию верхнего этажа формирует ряд высоких арочных окон с кирпичными обрамлениями, замковыми камнями, филенками в простенках и нижней части. Завершающий карниз также имел филенчатую структуру, которую разнообразили группировка ниш и многоуровневая структура. Углы корпуса и средняя лавка были выделены лопатками, которые устраняли монотонность фасада. Те же функции выполняли парапетные стенки-фронтоны, размещенные над второй и шестой лавками.

Выполненный при перестройке 1860-х годов фасад корпуса Малого Мучного ряда по Успенской площади получил подчеркнуто представительный парадный облик. Этому способствовали широкие проемы галереи с массивными устоями и уплощенными коробовыми арками, высокие арочные окна второго этажа. Пластическая обработка фасада, хотя и была в основном выполнена из обычного кирпича, отличалась выверенной композицией и выразительным обликом. Объем здания завершали высокая крыша и две парапетные стенки-фронтона с округлой вставкой в средней части. Их дополняли тумбы над угловыми и средними лопатками. Конечно, между тумбами следовало бы ожидать декоративную балюстраду или решетку, но таковые, вероятно, отсутствовали.

Торцевой фасад со стороны Ростовской улицы имел подчеркнуто простое оформление – был почти лишен декора. На уровне нижнего этажа плоская стена. На уровне верхнего – шесть высоких арочных окон, окаймленных лепными тягами, и упрощенный филенчатый карниз. Линию торцевого фасада продолжала явно более поздняя пристройка крыльца с одним арочным окном и дверным проемом под железным козырьком. Прежде вдоль этого фасада был крытый тротуар с тонкими деревянными столбами и навесом.

Интересное оформление имел другой торцевой фасад, обращенный на Вознесенскую (Первомайскую) улицу. Там в угловой части с какой-то целью размещался небольшой балкон, дверь которого была идентична по форме арочным окнам. Все оконные проемы по этому фасаду имели простую прямоугольную форму. При этом на верхнем этаже четыре полноценных окна дополняли две глухие ниши – фальшивых окна с имитацией переплетов. Если на главном фасаде галерея имела коробовые арки, то на торцевых – арки с полуциркульными завершениями, что сближало Малый Мучной ряд с другими корпусами торговых рядов. Данный корпус только условно именовался «малым» – в действительности по габаритам он являлся одним из крупнейших зданий Углича с поистине монументальными формами. Масштабные размеры и представительное оформление соответствовали его градостроительному значению и расположению на главной городской площади.

x
Подписаться на новости
X